Рекомендации по работе с учащимися
с соматическими проблемами
Часто болеющие, ослабленные дети, как правило, эмоциональны, впечатлительны, возбудимы, капризны. Отличаются быстрой утомляемостью, плаксивостью, низкой работоспособностью.
Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения, происходящие в организме в связи с ростовым скачком, происходящем на 6-7 году жизни, так как период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма. Устойчивость ребенка в этот период снижается, обычная школьная нагрузка может оказаться избыточной и неблагоприятно воздействовать на здоровье. Тем более утомляет эта нагрузка ребенка ослабленного, еще сильнее снижая его устойчивость к учебной нагрузке и к различным заболеваниям.
Нередко родители склонны чрезмерно опекать ослабленных детей из-за их болезненности и подверженности инфекциям, ограничивать их контакты с другими детьми. В результате ребенок приходит в школьный коллектив, не умея общаться со сверстниками, обилие контактов становится для него дополнительной психологической нагрузкой, усиливающей утомление.
- С такими детьми необходимо быть максимально доброжелательными;
- Не позволять себе резких высказываний в их адрес;
- Создавать этим детям ситуации успеха в учебной и во вне учебной деятельности;
- Поддерживать постоянный контакт с родителями;
- Давать дополнительное время на выполнение заданий (забирать тетрадь в последнюю очередь);
- Не создавать ситуацию напряженного ожидания, заранее предупреждать о том, что его спросят;
- По возможности давать письменные задания (индивидуально).