Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Нормы оценки результатов учебной деятельности

Извлечение

 

УТВЕРЖДАЮ

заместитель Министра образования

Республики Беларусь

                                  А.В. Кадлубай

«15» сентября 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

поорганизации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184, и устанавливают единые требования к контролю и оценке результатов учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся.

2. Для целей настоящих Методических указаний применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины и их определения:

контроль – процедура проверки соответствия результатов учебной деятельности каждого учащегося требованиям образовательных стандартов общего среднего образования к образовательным (метапредметным, предметным) результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, основным требованиям к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемым в учебных программах по учебным предметам;

оценка – процесс, деятельность (действия) по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся требованиям образовательных стандартов общего среднего образования к образовательным (метапредметным, предметным) результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, основным требованиям к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемым в учебных программах по учебным предметам;

отметка – результат процесса оценивания учебных достижений учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах или в словесных формулах («зачтено», «не зачтено»,«не аттестован(а)»);

учебные достижения учащегося в учебной деятельности – наличие и функциональность знаний и умений, их глубина и прочность; наличие опыта деятельности, опыта социальных отношений, готовность и мотивация к применению их при решении учебных, жизненно важных проблем; стремление к развитию творческих способностей, продолжению получения образования на следующей ступени общего среднего образования, на более высоком уровне образования.

3. Основная цель и задачи контроля как дидактического средства управления обучением и воспитанием учащихся при реализации образовательных программ общего среднего образования заключаются в обеспечении эффективности образовательного процесса в соответствии с целями и ожидаемыми результатами начального образования, базового образования, среднего образования, установленными образовательными стандартами общего среднего образования.

4. Основными функциями контроля являются:

диагностическая, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала, пробелов, трудностей в изучении отдельных тем учебных предметов и их причин;

образовательная, направленная на систематизацию знаний, умений, навыков, приобретение опыта деятельности, формирование компетенций, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная, направленная на формирование адекватной самооценки и ответственности за результаты учебной деятельности, мотива и потребности в продолжении образования на более высоком уровне;

развивающая, направленная на формирование самостоятельности, критичности мышления, развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся;

контролирующая, направленная на выявление, измерение и оценивание результатов учебной деятельности учащихся в процессе контроля и аттестации учащихся;

прогностическая, направленная на определение путей повышения эффективности образовательного процесса и познавательной деятельности учащихся;

управленческая, направленная на корректировку учебной деятельности учащихся, образовательного процесса.

5. Объектом контроля и оценки являются учебные достижения учащихся, определенные в требованиях образовательных стандартов общего среднего образования к метапредметным и предметным результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, основных требованиях к результатам учебной деятельности, предъявленных в учебной программе по учебному предмету.

При оценке учебных достижений основную значимость имеет не только освоение системы знаний и умение воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, но и способность применять эти знания при выполнении учебно-познавательных, учебно-практических и приближенных к реальным условиям заданий.

6. Для проведения текущей аттестации учащихся установлены следующие виды контроля: поурочный и тематический.

7. Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися отдельных элементов учебного материала, носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оцениваются результаты учебной деятельности учащихся с учетом проявления интереса к учебной деятельности, стремления к достижению поставленной цели.

Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется учителем в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения и воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

8. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам учебного материала (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

Тематический контроль осуществляется посредством контрольных работ, а также тематических самостоятельных работ, количество и виды которых, в отличие от контрольных работ, не регламентированы.

Содержание, объем, количество и сроки проведения тематических самостоятельных работ определяются учителем в соответствии с особенностями освоения учащимися содержания учебного предмета. Тематическая самостоятельная работа, как правило, занимает не более 20–25 минут учебного занятия.

9. Поурочный контроль, тематический контроль осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Выбор учителем формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа изучения темы, планируемых (ожидаемых) образовательных результатов, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

10. Для осуществления контроля используются методы и средства, которые позволяют получить наиболее объективную информацию об эффективности образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся индивидуальный, групповой и фронтальный устный опрос; собеседование; письменная работа с использованием вопросов, заданий (в том числе тестовых заданий); диктант; изложение; сочинение; эссе; наблюдение; фронтальная лабораторная работа; практическая работа; лабораторный опыт; экспериментальное исследование; зачет; реферат; индивидуальный или групповой проект; другие методы и средства.

11. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам согласно приложениям 1–25 к Правилам проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184.

ГЛАВА 3

Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при обучении и воспитании на II и III ступенях общего среднего образования

  1. Контроль результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету«Русский язык»осуществляется в устной и письменной формах. Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по этому учебному предмету, которые определены в приложении 6 к Правилам проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184, а также примечаниями к ним, определенными настоящими Методическими указаниями.

Таблица 1

Нормы оценки устного высказывания учащихся

п/п

Отметка в баллах по десятибалльной шкале

Показатели оценки

1

(один)

Узнавание с помощью учителя предъявленных в готовом видеотдельных элементов программного учебного материала (терминов, понятий, языковых единиц и фактов, их свойств, признаков, других элементов языкового знания)

2

(два)

Самостоятельное узнавание и различение по предъявленному описанию изученных терминов, понятий, правил, отдельных элементов программного учебного материала (языковых единиц и фактов, их свойств и признаков)

3

(три)

Воспроизведение по памяти (не в полном объеме и/или с помощью учителя) программного учебного материала (терминов, понятий, определений, правил, языковых единиц и фактов, их свойств и признаков).

Выполнение с помощью учителя упражнений по образцу.

Нахождение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) информации, предъявленной в изученном материале в явном виде.

Речь с нарушениями последовательности и логичности, большим количеством речевых ошибок, которые учащийся исправляет при помощи учителя

4

(четыре)

Самостоятельное воспроизведение по памяти программного учебного материала (терминов, понятий, определений, правил, языковых единиц и фактов, их свойств и признаков).

Самостоятельное выполнение упражнений по образцу, распознавание изученных языковых явлений по отдельным признакам.

Самостоятельное нахождение в полном объеме информации, предъявленной в изученном материале в явном виде.

Речь с нарушениями последовательности и логичности, большим количеством речевых ошибок, которые учащийся частично исправляет при указании на них

5

(пять)

Воспроизведение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) на уровне понимания программного учебного материала с указанием общих и отличительных существенных признаков языковых единиц и фактов, их объяснением, обоснованием, подкреплением примерами из учебного пособия; разъяснение причинно-следственных связей.

Сравнение, различение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) языковых единиц и фактов по заданным признакам, обнаружение орфограмм, пунктограмм, нарушений языковой нормы в речи.

Выполнение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) упражнений, различных видов языковых разборов по известному алгоритму, решение орфографических и пунктуационных задач с использованием изученных правил, приемов.

Установление (не в полном объеме и/или с помощью учителя) внутрипредметных и межпредметных связей при воспроизведении учебного материала.

Нахождение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) информации, предъявленной в изученном материале в неявном виде (в том числе извлечение дополнительной, сопутствующей информации из таблиц, алгоритмов, схем, иных видов информации).

Речь с отдельными нарушениями в последовательности и логичности, речевыми ошибками, которые учащийся исправляет при указании на них

6

(шесть)

Самостоятельное воспроизведение на уровне понимания программного учебного материала с указанием общих и отличительных существенных признаков языковых единиц и фактов, их объяснением, обоснованием, подкреплением примерами; разъяснение причинно-следственных связей.

Самостоятельное сравнение, различение языковых единиц и фактов по заданным признакам; обнаружение орфограмм, пунктограмм, нарушений языковой нормы в речи.

Самостоятельное выполнение упражнений, различных видов языковых разборов по известному алгоритму, решение орфографических и пунктуационных задач с использованием изученных правил, приемов.

Самостоятельное установление внутрипредметных и межпредметных связей при воспроизведении учебного материала.

Самостоятельное нахождение информации, предъявленной в изученном материале в неявном виде (в том числе извлечение дополнительной, сопутствующей информации из таблиц, алгоритмов, схем, иных видов информации).

Речь с отдельными нарушениями в последовательности и логичности, речевыми ошибками, которые учащийся исправляет с помощью наводящих вопросов учителя

7

(семь)

Применение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) языковых знаний по образцу (применение правил, в том числе орфографических и пунктуационных, при решении учебных задач; анализ, сравнение, классификация языковых фактов по родо-видовым признакам, обоснование и аргументация рассуждений).

Выполнение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) упражнений, различных видов языковых разборов по известному алгоритму, решение орфографических и пунктуационных задач с обоснованием выполненных действий.

Характеристика (не в полном объеме и/или с помощью учителя) изученных языковых фактов по предложенному плану, установление взаимосвязей и зависимостей между ними, обобщение и систематизация языкового материала; выявление и исправление орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Установление (не в полном объеме и/или с помощью учителя) внутрипредметных и межпредметных связей в процессе решения учебных задач.

Определение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) структурных частей учебного материала, установление связей между смысловыми единицами информации, представленной в разных знаковых системах (текстовой, графической, иной знаковой системе), в разных формах (таблицы, алгоритмы, схемы, иные формы), в различных источниках информации (пособиях, словарях, справочной литературе, иных источниках информации); истолкование учебной информации (выявление главного и второстепенного, сходства или различия между языковыми явлениями и объектами; обнаружение причинно-следственных связей; формулировка выводов на основе содержания учебного материала).

Речь соответствует требованиям логичности и точности, учащийся допускает единичные речевые недочеты, которые исправляет при указании на них

8

(восемь)

Самостоятельное применение языковых знаний по образцу (применение правил, в том числе орфографических и пунктуационных, при решении учебных задач; анализ, сравнение, классификация языковых фактов по родо-видовым признакам, обоснование и аргументация рассуждений).

Самостоятельное выполнение упражнений, различных видов языковых разборов по известному алгоритму, решение орфографических и пунктуационных задач с обоснованием выполненных действий.

Самостоятельная характеристика изученных языковых фактов и явлений по предложенному плану, самостоятельное установление взаимосвязей и зависимостей между ними, обобщение и систематизация языкового материала; выявление и исправление орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Самостоятельное установление внутрипредметных и межпредметных связей в процессе решения учебных задач.

Самостоятельное определение структурных частей учебного материала, установление связей между смысловыми единицами информации, представленной в разных знаковых системах (текстовой, графической, иной знаковой системе), в разных формах (таблицы, алгоритмы, схемы, иные формы), в различных источниках информации (пособиях, словарях, справочной литературе, иных источниках информации); истолкование учебной информации (выявление главного и второстепенного, сходства или различия между языковыми явлениями и объектами; обнаружение причинно-следственных связей; формулировка выводов на основе содержания учебного материала).

Речь соответствует требованиям логичности и точности, учащийся допускает единичные речевые недочеты, которые исправляет самостоятельно

9

(девять)

Оперирование (не в полном объеме и/или с помощью учителя) программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой, нестандартной ситуации.

Выполнение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) действий с языковым материалом на основе обобщения и систематизации; заданий на трансформацию языкового материала.

Интеграция (не в полном объеме и/или с помощью учителя) знаний из различных предметных областей для формулирования обоснованных выводов.

Установление (не в полном объеме и/или с помощью учителя) причинно-следственных связей и аналогий между различными языковыми фактами и явлениями.

Применение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) усвоенных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
(с привлечением знаний и умений, сформированных при изучении белорусского и иностранного языков, литературы).

Владение (не в полном объеме и/или с помощью учителя) современными технологиями работы с информацией, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; использование информации из различных источников (словари, справочная литература, средства массовой информации, ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет), интерпретация ее и определение ценности информации для решения поставленной учебной задачи; сравнение учебной информации и собственного опыта, построение на этой основе предположений, доказательство или опровержение гипотез; оценка учебной информации на основе собственных убеждений и опыта; логическое обоснование и аргументация собственной точки зрения на обсуждаемый предмет.

Речь точная, правильная, в соответствии с нормами построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме, иные нормы построения текста); соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка (возможны единичные несущественные речевые недочеты, которые учащийся исправляет самостоятельно), осознанное использование изобразительно-выразительных средств речи в соответствии с целью коммуникации

10

(десять)

Самостоятельное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой, нестандартной ситуации.

Самостоятельное выполнение действий с языковым материалом на основе обобщения и систематизации; заданий на трансформацию языкового материала.

Самостоятельная интеграция знаний из различных предметных областей для формулирования обоснованных выводов.

Самостоятельное установление причинно-следственных связей и аналогий между различными языковыми фактами и явлениями.

Осуществление творческого переноса знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (с привлечением знаний и умений, сформированных при изучении белорусского и иностранного языков, литературы), аргументация собственной позиции.

Самостоятельное владение современными технологиями работы с информацией, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; использование информации из различных источников (словари, справочная литература, средства массовой информации, ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет), интерпретация ее и определение ценности информации для решения поставленной учебной задачи; сравнение учебной информации и собственного опыта, построение на этой основе предположений, доказательство или опровержение гипотез; оценка учебной информации на основе собственных убеждений и опыта; логическое обоснование и аргументация собственной точки зрения на обсуждаемый предмет.

Речь свободная, точная, правильная, в соответствии с нормами построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме, иные нормы построения текста); соблюдение в практике речевого общения норм русского литературного языка, правил отбора речевых средств с учетом речевой ситуации, осуществление речевого самоконтроля во время участия в спорах, выступлениях перед аудиторией с сообщением, докладом, рефератом, в процессе обсуждения актуальных тем; использование различных средств аргументации

Примечания:

1. Устное связное высказывание показывает уровень усвоения учащимися правил, определений и умение применять полученные знания на практике, соблюдать нормы русского литературного языка,
а также умение создавать связное, логически последовательное сообщение на определенную тему.

2. При оценке устного высказывания учащегося учитываются:

степень осознанности, понимания изученного;

подтверждение теоретических сведений примерами;

полнота и фактическая точность ответа;

логичность и точность речи;

правильность речи.

3. Сформированность учебно-языковых умений и навыков проверяется посредством практических заданий на основе языковой теории.

Таблица 2

Нормы оценки словарного диктанта

п/п

Отметка в баллах
по десятибалльной шкале

Количество ошибок

1

(один)

8 и более ошибок

2

(два)

7 ошибок

3

(три)

6 ошибок

4

(четыре)

5 ошибок

5

(пять)

4 ошибки

6

(шесть)

3 ошибки

7

(семь)

2 ошибки или 3–4 исправления на месте орфограммы

8
(восемь)

1 ошибка или 1–2 исправления на месте орфограммы

9
(девять)

0 ошибок, 1–2 исправления не на месте орфограммы

10
(десять)

0 ошибок, без исправлений

Таблица 3

Нормы оценки текстового диктанта

п/п

Отметка в баллах
по десятибалльной шкале

Количество ошибок

1

(один)

Более чем на 2 балла

2

(два)

10/0, 9/0, 9/1, 8/1, 8/2, 7/2, 7/3, 6/3, 6/4, 5/4, 5/5, 4/5, 4/6, 3/6, 3/7, 2/7, 2/8, 1/8, 1/9, 0/9, 0/10

3

(три)

8/0, 7/0, 7/1, 6/0, 6/1, 6/2, 5/2, 5/3, 4/3, 4/4, 3/4, 3/5, 2/5, 2/6, 1/6, 1/7, 0/7, 0/8

4

(четыре)

5/0, 5/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6

5

(пять)

4/0, 4/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5

6

(шесть)

3/0, 3/1, 2/2, 1/3, 0/4

7

(семь)

2/0, 2/1, 1/2, 0/3

8

(восемь)

1/0, 1/1, 0/2 или 2–3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)

9

(девять)

0/1, или 1 негрубая орфографическая (пунктуационная) ошибка,
или 1 исправление на месте орфограммы (пунктограммы)

10

(десять)

0/0, допускается 1–2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)

Примечания:

1. Словарный и текстовый диктанты используются для проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

2. В письменных работах учащихся могут быть допущены повторяющиеся, однотипные и негрубыеорфографические ошибки.

Повторяющимися являются ошибки, которые допущены в одном и том же слове или в корне однокорневых слов (освещение, об освещении; посветить фонарем, ярко освещенный).

Однотипными являются ошибки на одно правило, если выбор правильного написания регламентируется одним и тем же условием:
в деревне, на картине (по правилам существительного первого склонения); в альбоме, об инее (по правилам существительного второго склонения); привокзальный, пришкольный (приставка при- имеет значение пространственной близости); по-русски, по-французски, по-моему, по-медвежьи (дефис в наречиях с приставкой по-, оканчивающихся на -ому, -ему, -цки, -ски, -ьи, образованных от имен прилагательных и местоимений), иные.

Не квалифицируются как однотипные написания, которые регулируются разными условиями одного правила (недруг – синоним враг; невежа – без не не употребляется; весен-н-ий, утр-енн-ий; выкрашенный (совершенный вид) забор, недавно крашенный забор);проверяемые написания (трава, давить, посвящение, поглощать, облокотиться, просьба, бумажка), иные.

3. К негрубым относятся орфографические ошибки:

при переносе слов (чуд-ак вместо чу-дак; ко-нный вместо кон-ный; пос-мотреть вместо по-смотреть; ра-збежаться вместо раз-бежаться, иные),кроме переноса одной буквы или сочетания букв без гласной (говорит-ь,знако-мь, смотри-шь, переда-ст, оркест-р, я-года, знам-я);

в выборе прописных и строчных букв в собственных наименованиях (министерство культуры Республики Беларусь вместо Министерство культуры Республики Беларусь; Белорусский Государственный университет вместо Белорусский государственный университет, иные);

в словах-исключениях из правил (отрослевой вместо отраслевой; расток вместо росток; держут вместо держат; зависет вместо зависит; негаданый вместо негаданный; колоннка вместо колонка;иные);

в написании наречий, образованных на базе предложно-падежных форм имен существительных (в просак вместо впросак; безразбору вместо без разбору; всердцах вместо в сердцах, иные);

слитное и раздельное написание не с предикативными наречиями, именами прилагательными, выступающими в позиции сказуемого (Мне непонятно. Мне не понятно. Задача нетрудная. Задача не трудная);

написание частиц не, ни в сочетаниях не кто иной, как…; ничто иное не…(Ни кто иной, как Иванов написал эту картину вместо Не кто иной, как Иванов написал эту картину).

4. Однотипных пунктуационных ошибок не бывает, поскольку в каждом конкретном случае проблема постановки и выбора знака препинания решается пишущим с учетом структуры и смысла записываемого.

Среди пунктуационных ошибок могут быть повторяющиеся, если предположить, что одна и та же конструкция, с одним и тем же лексическим наполнением, повторяется в записываемом тексте несколько раз.

Учащимися могут быть допущены негрубыепунктуационные ошибки. Негрубые пунктуационные ошибки являются следствием нарушения второстепенных, чаще негативных (отменяющих действие основных) правил, которые приводятся в примечаниях или выделяются петитом и регулируют норму, не имеющую широкого распространения или представляющую частные случаи постановки знаков препинания.

5. Негрубыепунктуационные ошибки:

неправильный выбор конечного знака препинания (Боже мой, как весело сверкает все кругом. Ребята спрашивали, кто войдет в школьную команду?);

постановка точки в заглавии текста (Зима.);

постановка тире на месте нулевой связки, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в И. п. или если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в И. п., стоит частица (Мы – веселые ребята. Бедность – не порок);

употребление запятой между неоднородными определениями (Громкий хохот оглашал снежные, окрестные поля);

неправильный выбор знака препинания при обращении в случаях, когда эмоциональность высказывания подчеркивается лексически («Надя. Подойди!» – крикнула мама);

постановка запятой после частицы о при обращении с восклицанием (О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!);

пропуск запятых для выделения поясняющих слов к обращению при их расчленении (Дедушка, поздравляю тебя с днем рождения_ дорогой!);

неправильный выбор знаков препинания для выделения вводных и вставных единиц (Алексей, читатель уже знает его, пристально глядел на молодую крестьянку);

обособление адвербиализованных (перешедших в наречия) деепричастий (Он шел, не торопясь);

отсутствие знаков препинания для выделения обособленных обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами благодаря, согласно, ввиду, в силу, иными предлогами (Благодаря массе новых впечатлений для Каштанки день прошел незаметно);

постановка лишних кавычек, когда слова автора стоят в середине прямой речи («А ты, Митька, трус!» – сказала гордая и бесстрашная девочка. – «Дерешься только с теми, кто тебя слабей!»);

постановка запятой вместо точки после слов автора в середине прямой речи, состоящей из разных по цели высказывания или интонации предложений («Мама! – крикнула из комнаты Таня,_ –
Я уже полстраницы написала!»)
;

нарушение последовательности знаков препинания при их сочетании («Зачем ты так!?» – возмутилась Ольга.; Наташа твердо заявила: «Я с ним не поеду.»).

6. При проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.

Не учитываются при оценке орфографические и пунктуационные ошибки:

на те правила, которые не предусмотрены учебной программой;

на еще не изученные правила;

в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;

в сохранении авторских знаков препинания.

Не учитываются также описки, искажающие звуковой облик слова – отдельные неправильные написания, которые появляются у учащихся под влиянием графики другого языка  – и). Данный пункт не распространяется на работы, оцениваемые баллом «10».

7. Негрубые орфографические и пунктуационные ошибки считаются за пол-ошибки. При выведении балла нечетное количество негрубых ошибок округляется в пользу учащегося.

8. Повторяющиеся ошибки (сколько бы их ни было) считаются за одну.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая однотипная ошибка учитывается как самостоятельная (данный пункт не распространяется на проверку словарных диктантов).

9. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.

10. Два исправления на месте орфограмм считаются за одну орфографическую ошибку. Два исправления на месте пунктограмм считаются за одну пунктуационную ошибку.

11. При наличии в работе 5–7 исправлений не на месте орфограмм (пунктограмм) отметка снижается на 1 балл. При наличии более 7 исправлений – на 2 балла.

12. Если учащийся избегает переноса слов, оставляя недописанные строки, отметка снижается на 1 балл.

Таблица 4

Нормы оценки творческих работ учащихся

п/п

Отметка
в баллах по десятибалль-ной шкале

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

(количество ошибок)

1

(один)

Работа не соответствует теме, или тема не раскрыта.

Нарушены смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли.

Допущено более
8 недочетов в содержании

Работа отличается бедностью словаря, короткими однотипными конструкциями.

Допущено более
8 речевых недочетов

Более чем
на 2 балла

2

(два)

Работа не соответствует теме.

Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли часто нарушаются.

Допущено не более 8 недочетов в содержании

Работа характеризуется бедностью словаря, однотипностью конструкций.

Допущено не более 8 речевых недочетов

0/11, 0/10, 1/10, 1/9, 2/9, 2/8, 3/8, 3/7, 4/7, 4/6, 5/6, 5/5, 6/5, 6/4, 7/4, 7/3, 8/3, 8/2, 9/2, 9/1, 10/1, 10/0, 9/0 при 0–10 грамматических ошибках

3

(три)

Работа частично раскрывает тему и основную мысль.

Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в ряде случаев нарушаются.

Допущено не более 7 недочетов в содержании

Работа отличается бедностью словаря, однотипностью конструкций.

Допущено не более 7 речевых недочетов

0/8, 0/9, 1/7, 1/8, 2/6, 2/7, 3/5, 3/6, 4/4, 4/5, 5/3, 5/4, 6/2, 6/3, 7/1, 7/2, 7/0, 8/1, 8/0

при
0–8 граммати-ческих ошибках

4

(четыре)

Работа частично раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы.

Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в единичных случаях нарушаются.

Допущено не более 6 недочетов в содержании

Работе присуща определенная бедность словаря и однотипность синтаксических конструкций.

Допущено не более 6 речевых недочетов

0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/2, 6/1, 6/0

при
0–6 граммати-ческих ошибках

5

(пять)

Работа в целом раскрывает тему и основную мысль; имеются отклонения от темы.

Выдерживается общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в целом соблюдаются.

Допущено не более 5 недочетов в содержании

В работе отмечаются случаи использования выразительных средств языка.

Допущено не более 5 речевых недочетов

0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/1, 5/0

при
0–5 граммати-ческих ошибках

6

(шесть)

Работа в целом раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы.

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.

Допущено не более 4 недочетов в содержании

Работа в целом отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью.

Допущено не более 4 речевых недочетов

0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/1, 4/0

при
0–4 граммати-ческих ошибках

7

(семь)

Работа раскрывает тему и основную мысль.

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.

Допущено не более 3 недочетов в содержании

Работа отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью.

Допущено не более 3 речевых недочетов, в том числе нарушений стилевого единства текста

0/4, 1/3, 2/2, 3/1, 3/0

при
0–3 граммати-ческих ошибках

8

(восемь)

Работа раскрывает тему и основную мысль.

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.

Допущено не более 2 недочетов в содержании

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых языковых средств, точностью, общей логичностью, выразительностью, стиль работы в целом характеризуется единством использования языковых средств.

Допущено не более 2 речевых недочетов

0/3, 1/2, 2/1, 2/0

при
0-2 граммати-ческих ошибках

9

(девять)

Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства).

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.

Допущено не более 1 недочета в содержании

Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью, единством использования языковых средств.

Допущено не более 1 речевого недочета

0/2, 1/1, 1/0, 0/1

или
1–3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм) при 0–1 грамма-тической ошибке

10

(десять)

Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства).

Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.

Недочетов в содержании не допущено

Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью.

Речевые недочеты отсутствуют

0/0, 1(негрубая)/0,

0/1 (негрубая), 1–2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)

Примечания:

1. Творческие работы учащихся (изложения, сочинения) используются для проверки и оценки коммуникативных умений и навыков учащихся, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Оцениваются умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, уровнем речевой подготовки учащихся, то есть умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания.

2. В качестве обучающих используются подробные, сжатые, выборочные изложения. В качестве контрольных – подробные изложения.

3. Содержание изложения и сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы теме и основной мысли (для изложений: соответствие работы теме и основной мысли авторского текста);

полнота и глубина раскрытия темы;

самостоятельность написания творческой работы;

правильность изложения фактического материала;

соблюдение связности, логичности, последовательности предложений и частей в тексте сочинения/изложения.

4. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словарного запаса и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочетов.

5. Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

6. Текстовые (содержательные) ошибки ведут к нарушению в изложениях и сочинениях основных текстовых признаков. К типичным текстовым ошибкам относятся:

подмена темы, основной мысли и авторской позиции первичного текста при написании изложения;

неоправданное сокращение или увеличение подтем в изложении первичного текста;

необоснованное абзацное членение текста;

неполнота раскрытия основных подтем, обедняющая содержание текста;

отсутствие аргументов для доказательства высказанных в сочинении мыслей;

неумение привлечь необходимые знания, жизненные наблюдения, литературный и социальный опыт для обоснования собственной позиции в сочинении;

несоответствие подтем, раскрываемых в сочинении, обозначенной в заголовке теме;

искажение фактов, событий, имен, названий, дат;

нарушение последовательности развития мысли в тексте;

нарушение причинно-следственных, временных связей между предложениями;

нарушение смысловой цельности текста;

нарушение логической связи между предложениями внутри одной смысловой части;

пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли;

неоправданный повтор одной и той же мысли в разных смысловых частях текста;

нарушение композиционной стройности текста (соразмерности частей: вступления, основной части, заключения).

7. Речевые ошибки – это нарушения лексических, фразеологических норм, качеств речи (точности, богатства, выразительности, чистоты, уместности).

К речевым ошибкам относятся:

употребление слова в несвойственном ему значении (Поскользнувшись, я упал навзничь (вместо ничком) и ушиб колено. Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег);

смешение паронимов (Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался);

неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов (После футбола я пошел домой с унылой головой (вместо понурой), потому что мы проиграли);

нарушение лексической сочетаемости (Он выполнил (вместо исполнил) клятву. У меня коричневые (вместо карие) глаза);

неоправданное употребление просторечных и диалектных слов (На вратаре майка, напяленная на рубашку. Одежа его была такова. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю);

употребление слов иной функционально-стилистической окраски (Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновом бору и смешанных лесных массивах);

неуместное употребление эмоционально-экспрессивных средств языка (С небесной лазури закапал холодный дождь. У Арбенина был дружок – князь Звездич);

смешение лексики разных исторических эпох (Печорин получил путевку на Кавказ. Чичиков задержался в баре. На богатырях кольчуга, брюки, варежки);

употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному (Наступил август месяц. Опустив голову вниз, он внимательно рассматривает борозду. Обед был очень роскошный);

повтор слова (например: Увидев человека, барс бросился в горы. Охотник увидел на лапе барса капкан);

употребление рядом или близко однокоренных слов (Однажды охотник охотился на зайцев);

неудачное употребление местоимений в контексте, в том числе приводящее к неясности или двусмысленности речи (Детвора радовалась первому снегу. Они лепили снеговика, играли в снежки; Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал (кто у кого обедал?); Пугачев узнал Гринева и простил его, вспомнив про подаренный ему (кому – Гриневу или Пугачеву?) тулуп);

ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов (факир (вместо калиф) на час; львиная часть (вместо доля); скрипя сердцем (вместо скрепя сердце); играть значение (вместо роль)).

8. Грамматические ошибки – это нарушения правильности речи, связанные с искажением структуры слова, словосочетания, предложения, то есть нарушения грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

К типичным грамматическим ошибкам относятся:

ошибки в структуре слова при образовании слов (непоседка вместо непоседа; раздумчивый взгляд вместо задумчивый; благородность вместо благородство; надсмехаться вместо насмехаться; подскользнуться вместо поскользнуться);

при образовании формы:

существительного (облаки, рельса, с повидлой, без сапогов);

имени прилагательного (красивше, более красивее);

имени числительного (с пятистами рублями, у обоих подруг);

местоимения (ихний, чегой-то, около его, к им на дачу);

глагола и особых форм глаголов (ездиет, хочат, ложит, махает, ждя, вязав шарф, оставший рубль, веревка с перекусанным концом);

ошибки в структуре словосочетания:

ошибки в согласовании (злой собака, травяная шампунь, две больших чашки);

ошибки в управлении (удивляюсь его силой, жажда к славе, избежать от верной гибели, набраться силами, вернуться с Минска, поступить согласно приказа, заведующий магазина);

ошибки в структуре предложения:

нарушение границы предложения (Собаки напали на след зайца.
И стали гонять его по вырубке; Он был хорошим. Потому что всем помогал)
;

нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Торжество счастья захлестнула птицу. Но не вечно ни юность, ни лето. Роман «Дни Турбинных» написаны М. Булгаковым. Доктор Иванова принимал с утра);

ошибки в построении предложения с однородными членами (Девушка была румяной, гладко причесана. Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей. Мы не только изучали механику, но и оптику);

в предложении с причастным оборотом (Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами);

в предложении с деепричастным оборотом (Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли. На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени);

смешение видо-временных форм глагола (Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

в сложном предложении (Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина. Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом);

смешение прямой и косвенной речи (Онегин сказал, что меня это не тревожит. Белинский написал, что я не согласен с Писаревым);

пропуск слов в предложении (Мальчик быстро сделал уроки и помчался в футбол);

неудачный порядок слов в предложении (Он пришел в уже плохом настроении);

удвоение (дублирование) подлежащего (Дворяне, они ненавидели Пугачева).

9. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить отметку за содержание сочинения на 1 балл.

При установленном факте некорректного заимствования за содержание работы выставляется не более 5 баллов.

Таблица 5

Нормы оценки и шкала перевода объема выполнения заданий тестовой контрольной работы, выраженного в процентах, в отметку в баллах
по десятибалльной шкале

п/п

Объем выполнения заданий, в процентах

Отметка в баллах
по десятибалльной шкале

1(–)*10

1

(один)

11–21

2

(два)

22–32

3

(три)

33–43

4

(четыре)

44–54

5

(пять)

55–66

6

(шесть)

67–77

7

(семь)

78–88

8

(восемь)

89–95

9

(девять)

96–100

10

(десять)

________________

*Балл не начисляется за задание, которое признано выполненным неправильно.

Примечания:

1. Степень усвоения теоретического материала и уровень сформированности учебно-языковых умений и навыков проверяются посредством тестовых работ.

2. Для проверки знаний, умений и навыков учащихся применяется тестовая работа с набором разноуровневых заданий разных типов. Количество заданий зависит от цели и задач контроля (от 5 и более); для контрольного теста – 20 заданий.

В заданиях, в которых предполагается несколько верных ответов, учитываются частично правильные. Частично верным считается ответ, в котором допущено не более одной ошибки. Под ошибкой подразумевается:

указанный неверный вариант ответа при наличии всех верных вариантов ответа;

неуказанный верный вариант ответа при отсутствии неверных вариантов ответа.

За частично верный ответ выставляется 1 балл.

Задание признается выполненным неверно, если указано более одного неверного варианта ответа, или не указано более одного верного варианта ответа, или дан хотя бы один неверный и одновременно не указан хотя бы один верный вариант ответ. За такое задание балл не начисляется.

Полученные баллы за задания суммируются и переводятся в отметку.

Формула расчета отметки: набранные учащимся баллы надо разделить на максимально возможные и умножить на 100 процентов.

Например: за выполнение тестовой работы, состоящей из
20 заданий, максимально возможно набрать 40 баллов (каждое верно выполненное задание оценивается 2 баллами; за частично верный ответ выставляется 1 балл). Допустим, учащийся набрал 35 баллов. Отметка рассчитывается следующим образом: 35 разделить на 40 и умножить на 100
 % = 87,5 %, что соответствует 8 баллам.

3. Комплексная работа представляет собой сочетание разных типов заданий: текстовой части и дополнительных заданий к тексту. Каждая часть оценивается по критериям оценки соответствующего вида работы.

Если текстовая часть представляет собой диктант (в том числе текст с пропусками на месте орфограмм и пунктограмм), она оценивается по критериям оценки текстовых диктантов. Если текстовая часть предполагает изложение (подробное, сжатое, выборочное), она оценивается по критериям оценки творческой работы. Если дополнительные задания к тексту представлены в тестовой форме, они оцениваются по критериям оценки тестовых работ. Если дополнительные задания носят творческий характер, они оцениваются по критериям оценки творческой работы.За комплексную работу выставляется одна отметка – среднее арифметическое отметок за каждую часть (с учетом правил математического округления). Например, если текстовая часть комплексной работы представляет собой изложение, а дополнительные задания даны в тестовой форме, то изложение оценивается двумя отметками, тестовые задания – одной отметкой. В итоге за комплексную работу выставляется одна общая отметка – среднее арифметическое трех отметок (с применением правил математического округления).  

Разделы сайта