Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Что такое МП-21

Что такое МП-21
    Многие проблемы и задачи, обозначенные в Повестке-21, эффективней решаются на местном уровне, поэтому ответственность за их решение и выполнение ложится на плечи местных властей, о чем говорится в главе 28 "Инициативы местных властей в поддержку Повестки-21". Каждый район, муниципалитет, город уникальны в своем роде, следовательно, каждый должен формулировать свой собственный план по достижению устойчивого развития. Для этого создаются Местные повестки дня (МПД-21), более детальные и ориентированные на решение местных проблем. Около 2 тысяч органов местной власти в 64 странах мира уже начали процесс подготовки МПД-21 (данные на 1997 г.)
   МПД-21 – это новый подход к управлению территорией посредством согласования интересов различных групп общества в вопросах направлений и способов развития. В основе МПД-21 лежат принципы устойчивого развития и сотрудничество всех секторов и слоев местного сообщества.
   МПД-21 – это больше чем просто план экологических мероприятий. Речь идет об интеграции экологической, социальной, экономической и культурной сфер, а также о повышении качества жизни членов местного сообщества.
   Важную роль в МПД-21 играет принцип предосторожности: если мы недостаточно уверены в том, какими будут последствия в результате тех или иных действий, то лучше ошибиться в сторону лишней предосторожности.
   Повестка 21 декларирует, что в достижении целей устойчивого развития ключевую роль играют местные власти. Подобное вызвано рядом причин.
    Местные власти:
  • представляют местное сообщество и работают от его имени;
  • играют ключевую роль в планировании развития территорий;
  • представляют или контролируют предоставление услуг, от которых зависит качество жизни местного населения;
  • управляют и/или контролируют использование ресурсов городской и природной среды;
  • оказывают влияние на развитие местного сообщества, организуя обучение, информирование и консультации для граждан;
  • способствуют организации сотрудничества с другими организациями;
  • оказывают разностороннее влияние на жизнедеятельность населенного пункта, являясь одновременно покупателями, продавцами и работодателями.
    Наиболее значимо то, что местные власти, будучи подотчетными с точки зрения демократических принципов управления территорией, играют ключевую роль в воплощении в жизнь инициатив, ценностей и ожиданий местного сообщества через проекты, программы и планы.
   К чему мы стремимся, создавая и реализуя МПД-21: образ будущего
Мы стремимся к достижению устойчивого сообщества, в котором:
  • ресурсы используются эффективно; отходы минимизированы, внедрены замкнутые циклы производства;
  • даже максимальный уровень загрязнения не превышает естественных возможностей экологических систем поглощать загрязняющие вещества;
  • сохраняется биоразнообразие;
  • создана система удовлетворения местных потребностей за счет использования местных ресурсов;
  • все жители имеют равный доступ к экологически качественным продуктам питания и чистой питьевой воде, обеспечены жильем, топливом по доступным ценам;
  • каждый житель имеет возможность найти достойную работу. Оплата труда распределяется справедливо. В обществе высоко ценится и широко используется добровольное участие в решение местных проблем;
  • люди живут без страха, они не боятся, что могут стать жертвой насилия или преследования по причине принадлежности к определенным религиозным, расовым, сексуальным, возрастным группам;
  • каждый житель имеет доступ к овладению навыками, знаниями и информацией и имеет возможности полноценного участия в жизни общества;
  • все сектора общества имеют равные возможности для участия в процессе принятия решений по местным проблемам;
  • каждый житель имеет возможности для отдыха, рекреации и участия в культурной жизни;
  • на всех участках и объектах городской среды гармонично сочетаются внешняя красота и практичность их использования. Разнообразие городских ландшафтов и местные особенности ценятся и охраняются. Любое действие на местном уровне осуществляется с учетом их значимости в глобальном контексте.
Семь основных компонентов процесса МПД-21
  
Универсальных методик подготовки МПД-21 не существует, но есть несколько ключевых моментов, которые необходимо учитывать при организации данного процесса.
   Представленные ниже действия на уровне местной администрации расположены не по приоритету или последовательности осуществления – большинство из них реализуется одновременно и дополняет друг друга.
1. Распространение и использование идей и принципов устойчивого развития в работе местной администрации
  
Очень важно, чтобы одним из результатов процесса МПД-21 стало распространение идей устойчивого развития в местном сообществе, чтобы во всех планах и проектах местных властей, в любой деятельность муниципальных организаций отражались эти принципы. Устойчивость следует рассматривать как неотделимую часть управления, а не просто как некое дополнение, которое может учитываться или нет в процессе управления.
   Следует проводить обучение персонала для формирования интереса к идеям устойчивого развития и к тому, каким образом они могут быть использованы в повседневной работе. Необходимо чаще рассматривать такие вопросы, как увеличение потребления "дружественных природе" товаров, произведенных на территории региона, а также сокращение потребления электроэнергии и использования химикатов, подобных пестицидам.
   Ниже приводится набор управленческий методов и приемов, применение которых должно способствовать более эффективному развитию идей устойчивого развития и их использованию в работе муниципалитета:
  • Подготовка документов, кратко описывающих цели и задачи деятельности, а также основные направления развития (миссия организации и корпоративное видение).
  • Развитие сотрудничества между департаментами, отделами администраций, создание междисциплинарных рабочих групп.
  • Разработка показателей устойчивого развития для оценки соответствия принимаемых решений принципам устойчивого развития.
  • Внедрение системы экологического менеджмента и аудита, позволяющей отследить результаты деятельности и убедиться в том, что поставленные местными властями/муниципалитетами цели действительно достигаются в реальной жизни. Несмотря на то, что такие системы были разработаны в экологических целях, их гибкость позволяет использовать их для решения более широких проблем устойчивого развития.
  • Обучение всех без исключения сотрудников администрации тому, каким образом можно содействовать устойчивому развитию в каждодневной работе.
2. Интеграция принципов устойчивого развития во все муниципальные планы, проекты, деятельность
   Все виды деятельности местных правительств неизбежно оказывают влияние на устойчивость развития. В основном эти виды деятельности заложены в стратегические планы, в которых должно быть четко прописано, каким образом учитываются критерии устойчивого развития при выполнении планов.
   Такие стратегические направления деятельности, как сохранение биоразнообразия, ландшафтов, борьба с бедностью и охрана здоровья, имеют определенное и понятное отношение к устойчивости. Но нет четко сформулированных представлений о связи с устойчивостью в иных сферах: социальной, жилищной, рекреационной. Очень важно, чтобы планы органически вписывались как составные элементы во всеобъемлющую и учитывающую все взаимосвязи стратегию устойчивого развития.
3. Повышение уровня образования в области устойчивого развития
   Чтобы местное население могло принимать деятельное участие в процессе МП-21, оно должно получить представление об основных проблемах устойчивости и путях их решений, а также о значимости тех действий, которые могут быть инициированы местным сообществом. Зачастую такие локальные проблемы, как засорение территории, выгул собак или парковка машин в неположенных местах, могут быть использованы в качестве стартовых тем для организации процесса МПД-21, но при этом людям необходимо разъяснить значение подобных "маленьких", сугубо местных шагов для решения гораздо больших проблем.
4. Проведение консультаций и вовлечение в процесс МПД-21 широких слоев населения
  
Один из ключевых элементов процесса МП-21 – широкое участие населения. Вначале муниципалитету необходимо изучить мнение жителей по различным аспектам местной жизни. Любая Местная повестка, достойная своего названия, должна быть подготовлена усилиями всех секторов общества и местных жителей. Это совсем не означает, что у муниципальной администрации отбирается право выносить окончательное решение; речь идет лишь о том, что администрация принимает решения, основанные на предпочтениях и ожиданиях местного населения.
   В процессе МП-21 в Европе были использованы все известные к тому времени методы и приемы развития местного сообщества, кроме того, использовались новые технологии:
5. Деятельное сотрудничество различных секторов общества
  
Усилия, необходимые для обеспечения устойчивого развития, значительно превосходят возможности местных властей, если они опираются только на свои силы. Обладая необходимыми полномочиями, ответственностью и прежде всего ресурсами, местные власти играют ключевую роль в процессе МПД-21, тем не менее, всем секторам общества найдется дело в этом процессе. Вместе с тем, местные жители смогут осознать значимость происходящего процесса, только если увидят, что МПД-21 – не просто очередная попытка местных властей решить собственные проблемы, а общее дело, необходимое всем и каждому. Участниками процесса могут стать представители местного бизнеса, предприятий, учреждений здравоохранения и образования, транспортники, общественные группы и организации, добровольцы и др. Одни могут захотеть участвовать, скажем, в благоустройстве центра города или улучшении схемы выезда в пригороды. Другие – работать в консультационных группах или внести другой вклад, основанный на их собственном профессиональном опыте.
6. Разработка стратегии, плана действий по достижению устойчивого развития на местном уровне
  
Целью создания МПД-21 должна стать подготовка стратегии развития муниципалитета таким образом, чтобы все заинтересованные смогли найти в ней свое место. Стратегия должна быть сформулирована достаточно кратко, быть понятной и доступной для любого желающего. Ключевые элементы стратегии:
а) заявление (декларация), в котором должны быть:
  • определены цели и задачи устойчивого развития на местном уровне;
  • поставлены задачи для повышения качества жизни на территории;
  • представлена общая картина развития местного сообщества в 21 веке.
    б) план действий, из которого следует, какие организация или действующие лица, какие действия и в какой временной последовательности будут предприняты.
   Подготовка плана действий – ключевой этап создания МПД-21. В плане ставятся долгосрочные цели и задачи с учетом социальных, экономических и экологических аспектов. Действия могут быть подразделены в соответствии с темами, секторами или территориями и будут представлять некоторую комбинацию: новых проектов и инициатив, изменений в расстановке приоритетов в деятельности общественных органов, изменений в планах, политике и т.д.
в) механизмы, описывающие, каким образом будут:
  • реализовываться запланированные действия;
  • оцениваться полученные результаты;
  • корректироваться сама стратегия.
   Планы реализации МПД-21 готовятся в сотрудничестве со всеми заинтересованными членами сообщества. На долю работников местных администраций выпадает следующее:
  • Составление и издание материалов после их обсуждения и согласования со всеми участниками-партнерами процесса МП-21.
  • Учет при подготовке материалов результатов дискуссий в рабочих группах (не рекомендуется выносить на обсуждение рабочих групп готовые проекты текстов).
  • Привлечение всех желающих и обладающих определенными навыками в процесс редактирования материалов.
  • Согласование отдельных частей стратегии друг с другом.
  • Привлечение к работе специалистов, если это окажется необходимым, для того чтобы помочь местному населению сформулировать и написать свои идеи и предложения. Не следует поручать и оплачивать написание материалов исключительно специалистам извне.
7. Измерение, мониторинг, оценка и отчетность по достигнутым результатам
  
Очень важно выстроить процедуру оценки результатов, достигнутых в процессе МПД-21. Для этого существуют различные методы. Важнейшие из них:
  • использование индикаторов устойчивого развития, разработанных для данной территории, которые показывают, в каком направлении происходит движение – к устойчивости или в обратную сторону;
  • определение специфических задач;
  • подготовка регулярных отчетов о проделанном. Для этого необходимо, во-первых, выяснить, какая информация потребуется для оценки соответствия той или иной деятельности, плана, политики и т.п. критериям устойчивого развития, во-вторых, получить требуемую информацию и, в-третьих, использовать ее для руководства при принятии решений и осуществлении деятельности.
Ниже приведены наиболее важные выводы, сформулированные на основе уже полученного в Европе опыта. Они распадаются на три категории: общие выводы, выводы в отношении местного сообщества и выводы, касающиеся в основном местных властей.
Общие выводы:
  1. Необходимо помнить, что основная идея устойчивого развития состоит в интеграции экономических, социальных и экологических аспектов нашей жизни, а не просто в привлечении основного внимания к решению экологических проблем. Комплексность МПД-21 может сделать идею участия в процессе более привлекательной для людей, так как они смогут соотнести свои устремления с целями задачами МПД-21
  2. Жизненно важно, чтобы местные власти не доминировали в процессе МПД-21, а выступали только инициаторами деятельности, стремясь вовлечь других.
  3. Важно учитывать, что МПД-21 – это процесс, а не просто некий продукт, и что для его развития требуется много времени.
  4. Ключевой момент процесса МПД-21 – вовлечение новых участников. Не следует жалеть усилий для вовлечения в процесс тех, кто еще не задействован. Необходимо отмечать и давать широкую огласку любому успеху в деле.
  5. Процесс МПД-21 идет успешнее, если:
  • любой успех в деле отмечен;
  • правильно поставлены задачи и распределена ответственность за их выполнение;
  • сотрудничество реализуется на всех уровнях;
  • приоритеты расставлены между всеми предлагаемыми действиями;
  • созданы сети на местах, на региональном и национальном уровне;
  • проведены мероприятия по выработке общего видения будущего – практика показывает огромную пользу от использования данной техники;
  • вы не останавливаетесь на достигнутом.
Местное сообщество:
  1. Надо начинать там, где есть люди.
  2. Важно использовать понятный всем язык: сделать концепцию устойчивого развития и МПД-21 доступными для восприятия и понимания всеми.
  3. МПД-21 должна отражать местные интересы и проблемы, но не надо забывать увязывать ее с глобальными проблемами.
  4. Несмотря на то, что устойчивое развитие волнует людей и затрагивает их насущные интересы, у многих есть ощущение, что реально ничего нельзя изменить. Таким людям, чтобы поддержать их желание участвовать в процессе, необходимо показать пример того, как все-таки можно что-то изменить.
  5. Процесс должен быть активным, захватывающим, тогда он привлечет интерес молодежи.
  6. Дискуссии, обсуждения, разговоры – очень важная часть процесса – позволяют создать общее поле, атмосферу доверительности, особенно в том, что касается отношений между местными властями и местным сообществом.
  7. Процесс МПД-21 идет успешней, если:
  • организовывать на основе того, что уже делается, а не начинать с нуля;
  • благодарить каждого за его вклад, придумывать какие-то награды за участие;
  • не требовать от людей немедленного приятия идей устойчивого развития – этот процесс занимает много времени.
Местные власти:
  1. Ключевым моментом процесса МПД-21 является поддержка местными властями.
  2. Важно вовлечь в процесс с самого начала управленцев, находящихся на выборных должностях.
  3. Необходимо оказывать всякое содействие в том, чтобы избираемые чиновники рассматривали устойчивое развитие и МПД-21 как возможность для развития, а не угрозу.
  4. Необходимо организовать обучение чиновников.
  5. Необходимо отслеживать, чтобы принципы устойчивого развития учитывались в любой деятельности, при разработке планов, стратегий.
  6. Существенный момент – связь деятельности по МПД-21 с уже ведущейся деятельностью в муниципалитете.
  7. Очень важно организовать обратную связь с населением!
Заключение
  
Многие из компонентов процесса МПД-21 не новы – их применение уже распространено. Ключевые моменты: идентификация новых и уже давно отработанных мероприятий как составных элементов новой стратегии устойчивого развития, а также взаимосвязь глобальных и местных проблем. Местная повестка – это некая область, в которой глобальные и местные аспекты тесно переплетаются.
   Процесс МПД-21 достаточно жизнеспособен, и в первую очередь потому, что ведет к более открытой политике местных правительств и способствует более широкому участию населения в качестве равноправных партнеров в деятельности, направленной на улучшение качества жизни. Несмотря на то, что в процессе МПД-21 значительное внимание уделяется экологическим проблемам, она в целом затрагивает более широкий спектр проблем; при этом особое внимание уделяется интеграции в решении экологических, социальных и экономических проблем. По сути, это новый подход к развитию наших местных сообществ.

Разделы сайта