УТВЕРЖДЕНО

Приказ

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 674

НОРМЫ

оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам

Общие положения

1. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 года «Об общем среднем образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 108, 2/1238) в целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам базируются на планируемых результатах обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами, и направлены на осуществление единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся.

2. Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе («1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и «10» баллов), основными функциями которой являются:

— образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;

— стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

— диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

— контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся;

— социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется «0» баллов.

На первой ступени общего среднего образования, в первом и втором классах, система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметки как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности.

3. В данном нормативном акте используются следующие основные термины и их определения:

— уровень усвоения учебного материала — характеристика учебных достижений учащихся, соотнесённых с основными функциями образовательного процесса — распознавания, описания, объяснения и преобразования объектов изучения;

— контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;

— отметка — результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах.

4. Настоящие нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам распространяются на общеобразовательные учреждения независимо от их подчинения и форм собственности и определяют:

— уровни усвоения учебного материала;

— основные виды и формы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся;

— общие требования к выставлению отметок за четверть, годовых и экзаменационных отметок;

— нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по каждому учебному предмету;

— классификацию существенных и несущественных ошибок, погрешностей, которые учитываются при осуществлении контрольно-оценочной деятельности по каждому учебному предмету.

5. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности выделяются следующие пять уровней усвоения учебного материала:

— первый уровень (низкий) — действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются от 1 до 2 баллов;

— второй уровень (удовлетворительный) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются от 3 до 4 баллов;

— третий уровень (средний) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения, которые оцениваются от 5 до 6 баллов;

— четвёртый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с чётко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются от 7 до 8 баллов;

— пятый уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению ипреобразованию объектов изучения, которые оцениваются от 9 до 10 баллов.

6. Основными показателями соответствия результатов учебной деятельности учащихся уровням усвоения учебного материала выступают мыслительные, словесно-логические, знаковые и предметные действия и операции по распознаванию, описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

При этом распознавание, воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач.

7. Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

8. Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Педагог наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.

Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

9. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

10. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

11. Для осуществления контроля используются методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется педагогом.

12. Количество контрольных работ, которые проводятся в письменной форме по отдельным учебным предметам на протяжении учебного года, определяется Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

13. Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

14. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Нормы оценки результатов учебной деятельности

по учебному предмету Математика

на I ступени общего среднего образования

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К существенным ошибкам относятся:

неправильное выполнение арифметических действий;

неверно найденное значение числового выражения;

нарушение порядка выполнения действий;

неправильная постановка знаков «>», «<» или «=» при сравнении чисел, числовых выражений и величин;

неверный ход решения задачи;

неправильное составление уравнений;

нарушение алгоритма решения уравнения;

неправильное построение геометрических фигур;

грубое отклонение от заданных параметров при построении геометрических фигур;

неправильный перевод одних единиц измерения величин в другие;

неправильный ответ или его отсутствие в математическом диктанте.

К несущественным ошибкам относятся:

замена данных в задании (цифры, числа, знака) при условии правильного выполнения задания с изменёнными данными;

отсутствие наименований в оформлении задачи;

отсутствие ответа или неверно записанный результат при правильном решении.

Каждая несущественная ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечётное количество несущественных ошибок округляется в пользу учащегося.

Два исправления на месте существенных ошибок приравнивается к 1 несущественной ошибке.

При наличии в письменных работах 1-2 исправлений на месте несущественных ошибок отметка не снижается; 3-7 исправлений – отметка снижается на 1 балл, более 7 – на 2 балла.

Орфографические ошибки в работах учащихся исправляются, но не учитываются при выставлении отметки. Не учитываются также исправления в словах.

Шкалы оценки контрольных и самостоятельных работ

Шкала 1

Номер задания

Максимальное количество баллов за выполнение задания

1

2

2

4

3

6

4

8

5

10

 

Суммарный максимальный балл за выполнение всех заданий – 30

Шкала 2

Количество баллов, полученных учащимися

Отметка по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности

1

1

2

2

3-5

3

6-8

4

9-11

5

12-14

6

15-18

7

19-23

8

24-28

9

29-30

10 

Каждое задание письменной работы оценивается по шкале 1. Все баллы суммируются. Суммарное количество баллов переводится по шкале 2 в отметку по десятибалльной системе.

Нормы оценки результатов учебной деятельности

по учебному предмету Русский язык

на I ступени общего среднего образования 

Контрольный диктант – способ проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся. В качестве диктанта используются связные тексты (авторские или специально составленные), близкие по тематике и понятные по лексике учащимся начальных классов. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила. В диктант включаются простые по структуре предложения, состоящие из 2‑8 слов. Слова с неизученными орфограммами выписываются на доске (допускается не более 3 таких слов). 

Орфографическая и пунктуационная грамотность

Оценка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляется с помощью письменных работ – обучающих и контрольных. При оценивании письменных работ следует учитывать орфографические (ошибки в написании слов) и пунктуационные (ошибки в постановке знаков препинания).

В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые, негрубые, повторяющиеся, однотипные  орфографические ошибки.

Грубыми считаются орфографические ошибки:

- на изученные правила: машына (вместо машина), овечька (вместо овечка), лисник (вместо лесник), скаска (вместо сказка), читаеш (вместо читаешь), рож (вместо рожь), пабелка (вместо побелка), нечитал (вместо не читал), кататся (вместо кататься) и другие;

- в написании изученных словарных слов: бирёза (вместо берёза), клас (вместо класс). Несколько ошибок в одном словарном слове считаются за одну ошибку (малако вместо молоко).

Два исправления на месте изученной орфограммы считаются за 1 негрубую ошибку.

К негрубым относятся орфографические ошибки:

- при переносе слова;

графические ошибки и описки (замена одной буквы другой – сполб вместо столб; перестановка букв – тертрадь вместо тетрадь; повторение одной и той же буквы в слове – доом вместо дом; повторение одного и того же слога – бежажать вместо бежать; пропуск буквы в слове – мшина вместо машина);

- отражение на письме вместо букв е, ё, ю, я их звукового значения (йаблоня вместо яблоня, пойут вместо поют);

в написании безударных падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов (касается только IV класса). Во II-IIIклассах ошибки на перечисленные правила исправляются, но не учитываются.

Каждая негрубая ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечётное количество негрубых ошибок округляется в пользу учащегося.

Повторяющимися являются ошибки, которые допущены в одном и том же слове или формах этого же слова: учиник – с учиниками – учиники вместо ученик – с учениками - ученики; хадить – хадил – хажу вместо ходить – ходил – хожу). Повторяющиеся ошибки, независимо от их количества, считаются за одну ошибку. Повторяющиеся (грубые и негрубые) ошибки исправляются в каждом слове с допущенной ошибкой, но на поля выносятся только один раз – в первом слове с ошибкой.

Однотипными являются ошибки на одно и тоже правило в разных словах: зимля (вместо земля), зимлянка (вместо земляника) , бижать (вместо бежать), бигун(вместо бегун) – на правописание безударных гласных в корне слова; вюга (вместо вьюга), крыля (вместо крылья) – на правописание слов с разделительным ь). Однотипные ошибки на изученные правила, допущенные в разных словах, считаются в каждом слове отдельной ошибкой.

Написание белорусского і вместо русского и (или наоборот) исправляется, но за ошибку не считается.

В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые и негрубые пунктуационные ошибки.

Грубые пунктуационные ошибки:

пропуск знака препинания в конце предложения;

пропуск запятой между однородными членами предложения.

Негрубые пунктуационные ошибки:

постановка одного знака препинания вместо другого в конце предложений; после обращения;

пропуск одного знака препинания при выделении обращения в середине предложения;

- постановка точки в заглавии текста.

Негрубая ошибка обозначается на полях условным знаком: орфографическая – I (н), пунктуационная – V (н).

При наличии в работе 1-2 исправлений на месте негрубых орфографических и пунктуационных ошибок – отметка не снижается; 3-7 исправлений – отметка снижается на 1 балл; более  7  исправлений – на 2 балла 

Баллы

Количество ошибок

1

более, чем на 2 балла

2

0/9, 1/8, 1/9, 2/7, 2/8, 3/6, 3/7, 4/4, 4/5, 4/6, 5/4, 5/5, 6/3, 6/4, 7/2, 8/1, 8/2, 9/0, 9/1, 10/0

3

0/7, 0/8, 1/6, 1/7, 2/5, 2/6, 3/4, 3/5, 4/3, 4/4, 5/1, 5/2, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2, 7/0, 7/1, 8/0

4

0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0

5

0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1, 5/1

6

0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1

7

0/3, 1/2, 2/0, 2/1

8

2 негрубые, 0/2, 1/0, 1/1

9

0/1 или 1 негрубая орфографическая ошибка

10

0/0, допускается 1-2 исправления на месте негрубых ошибок

Примечание. В числителе – количество  орфографических ошибок, в знаменателе – пунктуационных..

 Ацэнка вынікаў вучэбнай дзейнасці

па вучэбным прадмеце“Беларуская мова”

на ступені агульнай сярэдняй адукацыі

Кантрольны дыктант – спосаб праверкі арфаграфічных і пунктуацыйных уменняў і навыкаў.

Ацэнка пісьмовых работ

У пісьмовых работах вучнямі могуць быць дапушчаны грубыя, нягрубыя, памылкі, якія паўтараюцца, аднатыпныя арфаграфічныя памылкі.

Грубымі лічацца арфаграфічныя памылкі:

на вывучаныя правілы: атрэзаў (замест адрэзаў), траука (замест траўка),  збожа (замест збожжа), сямя (замест  сямя), пашталён (замест паштальён);

у напісанні вывучаных слоўнікавых слоў: бібліатэка (замест бібліятэка),  гірой (замест герой).

Некалькі памылак у адным слоўнікавым слове лічацца за адну памылку (копілюш замест капялюш).

Два выпраўленні на месцы вывучаных арфаграм лічацца за 1 нягрубую памылку.

Нягрубымі лічацца арфагрвфічныя памылкі:

- пры пераносе слоў ( пра-ўда, надвор’-е);

- графічныя памылкі і апіскі (замена адной літары іншай – спуп замест слуп, перастаноўка літар – шсытак замест сшытак, паўтор адной і той жа літары ў слове – маалы замест малы, паўтор аднаго і таго ж склада ў слове – прыгогожы замест прыгожы, пропуск літары ў слове – рабта замест работа);

- адлюстраванне на пісьме  літар е, ё, ю, я іх гукавога значэння (йаблык замест яблык);

- у напісанні ненаціскных склонавых канчаткаў назоўнікаў, прыметнікаў, асабовых канчаткаў дзеясловаў (датычыцца толькі IV класа). У II-IIIкласах памылкі на пералічаныя правілы выпраўляюцца, але не ўлічваюцца. Кожная нягрубая памылка лічыцца за паўпамылкі. Пры вывядзенні бала няцотная колькасць нягрубых памылак акругляецца на карысць вучня.

Памылкі, якія паўтараюцца, лічацца памылкіў адным і тым жа слове ці формах аднаго і таго ж слова (бероза, берозы, берозай замест бяроза, бярозы, бярозай). Паўторныя памылкі, незалежна ад іх колькасці, лічацца за 1 памылку. Паўторныя (грубыя і нягрубыя) памылкі выпраўляюцца ў кожным слове з дапушчанай памылкай, але на палі выносяцца толькі адзін раз – у першым слове з памылкай.

Аднатыпнымі лічацца памылкі на адно і тое ж правіла ў розных словах (лышка замест лыжка, лотка замест лодка – на правапіс парных звонкіх і глухіх зычных; мілён замест мільён, пашталён  замест   паштальён – на правапіс раздзяляльнага мяккага знака). Аднатыповыя памылкі на вывучаныя правілы, дапушчаныя ў розных словах, лічацца ў кожным слове асобнай памылкай.

Аднатыпныя пвмылкі на вывучаныя правілы, дапушчаныя ў розных словах, лічацца ў кожным слове асобнай памылкай

          Напісанне рускай літары и замест беларускай і (і наадварот) выпраўляецца, але за памылку не лічыцца.

У пісьмовых работах вучнямі могуць быць дапушчаны грубыя, нягрубыя пунктуацыйныя памылкі.

         Грубыя пунктуацыйныя памылкі:

- пропуск знака прыпынку ў канцы сказа;

- пропуск коскі паміж аднароднымі членамі сказа.

         Нягрубыя пунктуацыйныя памылкі:

- пастаноўка аднаго знаку прыпынку замест іншага ў канцы сказаў, пасля зваротка;

- пропуск аднаго знака прыпынку пры выдзяленні зваротка ў сярэдзіне сказа;

- пастаноўка кропкі ў загалоўку тэкста.

Нягрубая памылка адзначаецца на палях наступным умоўным знакам: арфаграфічныя – I (н), пунктуацыйныя – V (н).

Пры наяўнасці ў рабоце 1-2 выпраўленняў на месцы нягрубых арфаграфічных і пунктуацыйных памылак адзнака не зніжаецца; 3-7 выпраўленняў – адзнака зніжаецца на 1 бал; больш за 7 выпраўленняўна 2 балы.

Ацэнка кантрольнага дыктанта 

Балы

Колькасць памылак

1

Больш, чым на 2 бала

2

0/9, 1/8, 1/9, 2/7, 2/8, 3/6, 3/7, 4/4, 4/5, 4/6, 5/4, 5/5, 6/3, 6/4, 7/2, 8/1, 8/2, 9/0, 9/1, 10/0

3

0/7, 0/8, 1/6, 1/7, 2/5, 2/6, 3/4, 3/5, 4/3, 4/4, 5/1, 5/2, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2, 7/0, 7/1, 8/0

4

0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1

5

0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1

6

0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1

7

0/3, 1/2, 2/0, 2/1

8

2 нягрубыя, 0/2, 1/0, 1/1

9

0/1 ці 1 нягрубая  арфаграфічная памылка

10

0/0 памылак, дапускаецца 1-2 выпраўленні на месцы нягрубых памылак