Цель проекта – привлечение внимания общественности к раздельному сбору отходовс возможностью дальнейшей переработки и повторного использования.

Задачи проекта:

  • создать из пластиковых крышек уличное экологическое панно «Природа – наш общий дом» для привлечения внимания к раздельному сбору отходов;
  • показать один из способов вторичного использования раздельно собранных отходов из пластика;
  • способствовать повышению уровня экологической культуры, ответственного отношения к природе и окружающей среде;
  • достигнуть соглашения с предприятиями РБ, перерабатывающими пластиковые крышки, для дальнейшей переработки собранных и неиспользованных крышек;
  • продемонстрировать различные формы креативного подхода к оформлению зданий в условиях урбанизированной среды;
  • зарегистрировать панно в книге рекордов Гиннесса.

Описание проблемы

Проект по раздельному сбору отходов действует в гимназии № 19 с 2009 года. Известно, что правильная организация процесса сбора и утилизации отходов дает дополнительные возможности получения доступа к энергоресурсам, снижения уровня выброса газов, вызывающих парниковый эффект.

Мы осознаем, что необходимо сформировать новый образ мышления, который бы рассматривал отходы не как ненужные предметы, создающие множество проблем, а как сырье для производства новой продукции.

Почему это проблема? Поскольку:

  • пластиковые крышки не разлагаются;
  • переработка пластиковых крышек не масштабна в отличие от переработки ПЭТ-бутылок на территории РБ;
  • недостаточная осведомлённость населения о проблеме загрязнения окружающей среды и важности раздельного сбора отходов;
  • отсутствуют пункты по организованному сбору и хранению пластиковых крышек, поэтому, считается, проще их выбросить (чтобы переработать 1 партию крышек, необходимо около 8 тонн крышек);
  • многие до сих пор считают, что пластиковые крышки не перерабатывают или перерабатывают вместе с бутылками, что невозможно ввиду того, что состоят они из разных видов пластика.

Следовательно, для учреждений образования одним из основных путей перехода к устойчивому развитию в области эффективного природопользования и управления отходами является просвещение, формирование компетенций рационального использования вторичных материальных ресурсов, охрана окружающей среды.

  

Этапы реализации проекта «Вторая жизнь пластиковой крышки» Временные рамки реализации проекта: 2016 – 2018 годы.

Название этапа.

Временные рамки

Содержание деятельности

Результативность

Подготовительный этап

сентябрь – октябрь   2016 года

Первичное ознакомление с проблемой, изучение литературы по теме «Отходы и способы их утилизации». Распределение обязанностей между учащимися класса, составление плана работы.

Изучена литература по теме «Отходы и способы их утилизации».

Исследовательский этап

ноябрь – декабрь 2016 года

Проведение исследования «Мое мусорное ведро в цифрах». Изучение состава отходов, образующихся в семьях учащихся и в гимназии.

Исследовано количество отходов в семьях учащихся и в гимназии за один месяц.

Практический этап

январь – июнь     2017 года

 

Сбор разноцветных крышек от ПЭТ- бутылок учащимися класса;

вовлечение членов гимназического и местного сообщества в процесс сбора крышек;

приобретение необходимого оборудования для изготовления экопанно;

сортировка крышек по цветам, оттенкам и размерам;

создание рисунка на полотне;

выкладывание   рисунка и приклеивание крышек на полотно.

Собрано 145 000 крышек от ПЭТ- бутылок учащимися гимназии, родителями.

Приобретено необходимое оборудование.

Создано экопанно на тему «Природа – наш общий дом»,   состоящее из трех фрагментов.

Информационный этап

октябрь 2016 года –декабрь 2017 года                        

Освещение деятельности в СМИ;

проведение мастер-классов для учащихся и законных представителей учащихся;

проведение выставок «Планета без отходов».

Создан видеоролик «Сохраним планету». Демонстрировались видеосюжеты на ОНТ, БТ.

Проведено 5 мастер-классов и 6 презентаций проекта.

Развитие сотрудничества

2016 – 2018 годы

Обмен опытом и развитие сотрудничества с учреждениями образования, членами Ассоциации «Образование для устойчивого развития».

Продолжение реализации практического этапа: оформление   рисунка и приклеивание крышек на полотно очередной части панно.

Налаживание сотрудничества с перерабатывающими предприятиями РБ.

Совместные семинары-практикумы, мастер-классы, обмен опытом.

Создание фрагментов панно.

Мероприятия и шаги по реализации проекта

Акция «Крышечка» для целевой группы (учащиеся гимназии и их законные представители) – апрель 2018.

Привлечение волонтеров для создания фрагментов панно.

Привлечение региональных школ-партнеров сети УР.

Изучение опыта повторного использования и переработки пластиковых крышек на территории Республики Беларусь.

Ожидаемый результат

Изменение отношения к раздельному сбору отходов в домашних условиях. Проведение исследования на предмет изучения количества участников целевой группы, принявших участие в акции по сбору пластиковых крышек (апрель 2018). Подсчет собранного количества пластиковых крышек в 2018 году и сравнительный анализ с количеством крышек, собранных за этот период в 2017 году. 

Устойчивость проекта и последующие шаги

Организация инициативной группы по круглогодичному сбору крышек в гимназии.

Креативное оформление фасада здания.

Сотрудничество с перерабатывающим предприятием.

Проведение образовательных мастер-классов для партнеров и гостей гимназии.

 

Команда проекта

Автор проекта: Свистунова Валентина Николаевна

Руководители: Волошина Наталья Анатольевна,

                         Пескова Лариса Николаевна

Участники: Волонтеры ОО УР «Наш след», учащиеся гимназии и их законные представители, педагоги гимназии. 

 

Мероприятия по информированию общественности о проблеме и важности раздельного сбора отходов

 

Мастер-класс по изготовлению экопанно на пятом Республиканском детском конкурсе «Планета без отходов», июнь 2017 год.

Представление проекта «Вторая жизнь пластиковой крышки» на партнерском форуме «Образование для устойчивого развития - метод организации образовательных практик для всех» в БГПУ имени Максим Танка, 17.03.2017г.

Мастер-класс по изготовлению экопанно «Природа - наш общий дом» для школьников из Японии, август, 2017г.

Презентация проекта для различных организаций и гостей гимназии, в частности, для представителей университета г. Хильдесхайм и молодёжной организации Janum. e. V. (Германия) (ФРГ), 27.09.2017 г.

Результативное участие учащихся 4 «А» класса в городском фестивале «Познание и творчество» (диплом 2 степени),

Республиканский конкурс «100 идей для Беларуси» (призер районного этапа), октябрь 2017г.

Конкурс научно-практических работ по английскому языку (диплом 3 степени), 6 декабря 2017г. При написании научно-исследовательской работы рассматривались многочисленные примеры опыта переработки и вторичного использования пластиковой крышки в Испании, США, России, Украине и других стран.

Результативное участие учащихся 4 «А» класса в XXVI Международной научно-практической конференции «Искатель», которая состоялась в ГБОУ Школа № 1434 ЗАО г. Москвы 23 марта 2018г. 

В апреле 2018 года планируется участие учащихся гимназии в конкурсе ECOS-2018, где они будут презентовать проект на английском языке.

Цель – формирование потребительского поведения в соответствии с принципами устойчивого развития,привлечение внимания учащихся и общественности к проблеме возрождения национальных и семейных традиций

Задачи:

  • изучать потребительские привычки участников образовательного процесса и их влияние на поведение человека;
  • расширять знания учащихся о культурном наследии славянских народов через возрождение семейных традиций;
  • организовать постоянно действующую экспозицию на базе ГУО «Гимназия № 19 г.Минска», приобщающую к культурным традициям славянских народов;
  • использовать изделия в оформлении помещений гимназии.

Руководитель проекта – Азроян Наталья Ростиславовна

Цель - формирование у учащихся экологического сознания и воспитание экологической культуры через вовлечение в практическую деятельность по раздельному сбору отходов

Ожидаемые результаты:

  • осознание каждым участником проекта значимости проделанной работы и личного вклада в общее дело;
  •  отработка механизма раздельного сбора пластика, бумаги, батареек; экономия природных ресурсов
  • оформление эковестника на сайте гимназии.

Руководители проекта: Сычёва Анна Геннадьевна, Жук Жанна Николаевна


Цель – создание условий для формирования экологической культуры участников образовательного процесса, жителей микрорайона через совершенствование потребительских привычек.

Задачи:

  • составить  коммерческое  предложение по реализации проекта;
  • наладить сотрудничество  участников  образовательного процесса с другими сообществами;
  • организовать пошив матерчатых сумок и их распространение;
  • провести информационную кампанию;
  • организовать и провести акцию в микрорайоне «Обмен полиэтиленовых пакетов и пластика  на льняные сумки».

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование потребительских привычек;
  •  пошив матерчатых сумок;
  • трудоустройство участников проекта;
  • распространение матерчатых сумок как альтернативы пластиковых пакетов;
  • формирование партнерской сети.

Руководитель проекта – Азроян Наталья Ростиславовна