Введение

Сегодня нет сомнений в том, что переход к устойчивому развитию природы и общества – единственно возможный путь для сохранения жизни на Земле. Но это сложный процесс, успех которого зависит от множества факторов, одним из которых является образование и просвещение. В образовательный процесс все шире внедряются идеи и принципы  устойчивого развития (УР). Один из главных принципов «Думай глобально, действуй локально» лег в основу деятельности гимназии №19. «Именно в сфере охраны окружающей среды представления о глобальных взаимосвязях и предпринимаемые каждым «маленькие шаги» должны взаимодополняться». Таким образом, было принято решение организовать  в гимназии систему экологического менеджмента. С этой целью создать необходимую базу для  целенаправленного изучения сущности экологических экономических и социальных проблем  глобального и локального характера,  используя компетентностный  подход;  формировать у участников образовательного процесса  экологическую  культуру как составную часть общей культуры человека: бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде, культуру рационального природопользования и энергопотребления.

Для реализации поставленной цели  создана необходимая база: разработана и внедрена модель Школы энергосбережения, оборудован энергоэффективный кабинет, утверждены авторские программы факультативных занятий «Экологическая грамматика», «Экология»,  «Энергия и окружающая среда», «Устойчивое развитие»,  изданы  учебно - методические и практические материалы,   созданы условия для раздельного сбора отходов (вторичных материальных ресурсов, отработанных батареек и электрооборудования). Все это стало основной предпосылкой к внедрению  системы экологического менеджмента (СЭМ).

Система экологического менеджмента в гимназии № 19 – это часть общей системы управления учреждением образования, которая направлена на  рациональное использование природных ресурсов, на осуществление  контроля за воздействием деятельности организации на окружающую среду,  наснижение его негативного влияния  в соответствии с международным стандартом  ISO  14001 и Европейской  схемой экологического менеджмента ЕМАSIII.

1.1.  Общие сведения о государственном  учреждении образования

«Гимназия № 19 г. Минска»

Государственное учреждение образования «Гимназия  № 19 г. Минска»
Руководитель учреждения Муравьев Анатолий Владимирович

Эмблема гимназии

 

 

 

 

Девиз гимназии

«Чистые помыслы - качество знаний - успех в жизни»

Адрес гимназии 220073  г. Минск, пр. Пушкина, 48
тел/факс 2040350
Е-mail gymn19@minsk.edu.by
Internet - сайт www.gymn19@minsk.edu.by
Контактное лицо -    уполномоченный по ЭМ Свистунова Валентина Николаевна

1.2. Деятельность учреждения образования

Государственное учреждение образование «Гимназия №19 г. Минска» организует свою деятельность на основе распорядительных документов Минского городского исполнительного комитета.

Как учебное заведение нового типа  гимназия открыта в 2005 году базе ГУО «Средняя школа  № 113 г. Минска с экологическим уклоном» решением Минского городского исполнительного комитета от 20.12.2005г. Учредителем гимназии является управление  образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района г. Минска, собственником имущества – Минский городской исполнительный комитет.

Гимназия является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием. С 1 января 2009 году гимназия перешла на финансовую самостоятельность с правом оперативного управления имуществом. В настоящее время осуществляется процедура государственной регистрации капитального строения, земельного участка и сооружения (стадион), находящегося в оперативном управлении управления образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района г. Минска и передающегося в собственность гимназии после окончания процедуры.

Свою работу гимназия строит на основании Устава, утвержденного управлением образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района г. Минска.

Структурными подразделениями гимназии являются: библиотека, бухгалтерия, информационно-аналитический центр, ресурсный центр комплексной поддержки образования для устойчивого развития, экспериментальные лаборатории «Зимний сад», «Природный сад», центр детского художественного творчества, энергоэффективный кабинет.               

 В учреждении образования работает 77 педагогов и 18 технических работников.

Целью образовательной деятельности в гимназии  является создание условий для оптимального развития (саморазвития) и формирования у участников образовательного процесса компетенций личности, следующей философии устойчивого развития (УР).

С 2009 года коллектив гимназии приступил к переводу образовательной системы в режим, соответствующий философии устойчивого развития, осознав, что УР является системой социокультурных инноваций, а образование для устойчивого развития (ОУР) является новой парадигмой развития образования в Республике Беларусь. Справочно: идея устойчивого развития лежит в основе концепции Национальной безопасности Республики Беларусь, на реализацию которой работает Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года.  ОУР – это не отдельное новое направление или специальный раздел в деятельности системы образования. Это путь, который позволяет всем структурами и учреждениям образования обеспечить развитие его качества так, чтобы экологизация образа жизни стала нормой для людей, сообществ и социальных структур; чтобы идеи всеобщей ответственности и безопасности стали основой организации повседневной жизни каждого учреждения и семьи.

С целью реализации концепции УР на уровне гимназии  членами гимназического сообщества разработана Местная повестка-21 гимназии 19,  в которой образ желаемого будущего гимназии представлен через модель города «ЭКОГРАД». Выстраивание и реализация модели такой административной единицы как город помогает педагогическому коллективу оптимизировать процесс реализации миссии гимназии: «Чистые помыслы – качество знаний – успех в жизни».

Усилия педагогического коллектива гимназии направлены на совершенствование качества образования, формирование в учреждении инновационной среды обучения и воспитания, компетенций личности, следующей философии устойчивого развития, у участников образовательного процесса. Партнерами гимназии в реализации ее миссии являются учреждения образования, организации, министерства и ведомства Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья (гимназия имени Витаутаса Великого г. Тракая (Литва), Муниципальная начальная школа Ягияма-минами  г.Сендая (Япония), школой имени Винсента Ван Гога (Нидерланды), ГБОУ Школа № 1434 г. Москвы.

Уровень качества образования подтверждается победами учащихся в республиканской олимпиаде по учебным предметам, интеллектуальных конкурсах. Гимназия вошла в 100 топ учреждений образования по результатам тестирования 2014, заняв 26-ю позицию среди учреждений образования Республики Беларусь, 6-ю – г. Минска, 1-ю –  Фрунзенского района г. Минска.

Выпускники гимназии на протяжении всех лет ее деятельности успешно выдерживали государственные экзамены.  Ежегодно в  ВУЗы страны, ближнего и дальнего и зарубежья  поступают около  95%  - 99%  выпускников гимназии.

Опыт деятельности гимназия   в режиме инноваций:

1968 – открытие средней  школы № 113

1985 – создание классов химико-биологического профиля

1990 – открытие классов химико-экологического профиля

1995 – открытие УКЦ по экологическому образованию и воспитанию

1996 – открытие экспериментальной лаборатории “Зимний сад”, экологической тропы “Дрозды”,  классов радио - экологического профиля                 (на договорной основе с МГЭУ  им. А. Д. Сахарова)

1997 – присвоение СШ 113 статуса школы с экологическим уклоном

1999 – открытие лицейских классов экологического профиля при МГЭУ им. А. Д.Сахарова

2000 – открытие информационно-аналитического и коррекционно-педагогического центров

2002 – открытие  центра детского художественно-прикладного творчества

2003 – создание кабинета информационных технологий, открытие Интернет клуба “WEP” и клуба выпускников Федерации Интернет Образования

2004 – открытие классов эколого-лингвистического, эколого-технологического и эколого-информационного  профилей

2006 – присвоение СШ 113 с экологическим уклоном статуса экологической гимназии №19

2009 – открытие городского Ресурсного центра по образованию в интересах устойчивого развития (РЦОУР) (приказ комитета по образованию Мингорисполкома)

2010 – написание и издание  Местной повестки-21 гимназии №19

2011 – создание  и регистрация Общественного объединения устойчивого развития (ООУР) «Наш след»

2011 – внедрение системы экологического менеджмента (СЭМ), получение сертификата соответствия «Белый аист»

2012 – внедрение в образовательный процесс и распространение среди учреждений образования Республики Беларусь  модели  Школы энергосбережения (ШЭ)

2012 – открытие республиканского Ресурсного центра по образованию в интересах устойчивого развития (РРЦКП ОУР)

2014 – начало реализации инновационного проекта «Внедрение модели «Предприимчивая школа» в практику работы учреждения общего среднего образования».

Описание воздействий организации на окружающую среду

Оценивая воздействие на окружающую среду, оказываемоеГУО

«Гимназия № 19  г. Минска», нужно разграничить прямые

и косвенные воздействия.

5.1 Прямые воздействия на окружающую среду

5.1.1 Тепловая энергия

Потребление тепловой энергии в гимназии 19 регламентируется Положениемо нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергиив народном хозяйстве Республики Беларусь. Настоящее Положение регламентирует единый методический подход к нормированию расходов ТЭР на производство единицы продукции (работы, услуги) в Республики Беларусь.

Организациями,  обслуживающими учреждение образования и снимающими показания теплосчетчиков,  до 31.12.2015г.  была  НЧУП "Белэнергософт», с 01.01.2016г. стала ОАО "Агрокотломонтаж".

5.1.2 Электрическая энергия

Расчет потребления электрической энергии в здании гимназии осуществляется при помощи двух электросчетчиков, которые позволяют отслеживать количество потребляемой электроэнергии. Счетчик № 1  позволяет учесть энергозатраты учебных кабинетов,  рекреационных зон, подсобных помещений и санузлов; счетчик № 2 – пищеблока.  Потребление энергии в 2015 году составило – 111737 квт/ч (с учетом коэффициента), расходы составили  303168704 белорусских рублей.

5.1.3 Вода и сточные воды

Гимназия получает воду от УП «Минскводоканал».В настоящее время в Минске существует два типа источников питьевого водоснабжения – поверхностный и подземные. Доля питьевой воды из подземных источников составляет примерно 70% в общем объеме, из поверхностного, соответственно 30%. Жители Фрунзенского района, на территории которого расположена гимназия, потребляют питьевую воду из поверхностного источника водоснабжения после соответствующей водоподготовки до требований действующих санитарных норм.

На протяжении последних лет в гимназии имеется установка на экономию воды. Организована работа экологического патруля, который следит за исправностью кранов и предотвращает утечку воды из неплотно закрытых кранов. Потребление воды в больших количествах обусловлено тем, что наряду с  санитарными нуждами и работой пищеблока,  большое количество воды уходит на содержание аквариумов и уход за растениями экспериментальной лаборатории «Зимний сад», а в  весенне-летний период  -  на полив растений экспериментальной лаборатории «Природный сад». В зимнее время гимназия заливает и обслуживает каток, располагающийся на гимназическом стадионе.

Сточные воды попадают в центральную канализационную систему,  не проходя предварительной очистки. Проведение профилактического ремонта водопровода и  канализационной системы проблематично в связи  с устаревшими инженерными коммуникациями. Модернизация инженерных систем осуществляется в соответствии с выделяемыми ассигнованиями.

5.1.4  Бумага

При закупке офисных материалов экологические критерии учитываются недостаточно. Можно выделить  только следующие критерии: экономичная упаковка, региональная покупка. Бумага вторичной переработки не всегда имеется в наличии в торговых точках. Что касается ее использования, то здесь присутствует экономное расходование, использование бумаги с двух сторон.

5.1. 5 Отходы

В гимназии с 2005 года организована система раздельного сбора отходов (бумаги, пластика, пищевых отходов, отработанных батареек и аккумуляторов, ламп, оргтехники), заключены договора с организациями о своевременном вывозе раздельно собранных ВМР для последующей их переработки, а также безопасной утилизации или временного хранения отходов, не подлежащих вторичной переработке.

Устранение отходов

Вид отходов Название организации

Макулатура

ООО «Экорес»

Пластик ООО «Экорес»
Пищевые отходы Коммунальные службы Фрунзенского района
Отработанные батарейки СООО «Ремондис Минск»
Люминисцентные лампы Находятся на хранении в УО
Электроника и оргтехника ОАО «Бел ВТИ»
Твердые коммунальные отходы (ТКО) Коммунальные службы Фрунзенского района
 

5.1.6 Транспорт

Посредством анкетирования было установлено, что на занятия  и обратно  учителя и учащиеся добираются следующим образом:

пешком (проживающие в микрорайоне гимназии) – 43%;

на общественном транспорте (автобус, троллейбус, метро) – 37%;

на личном автомобиле  -  индивидуально 8%, группами – 12%;

на велосипеде 8% (в летнее - осенний периоды).    

22 сентября 2014 года  в  гимназии открылась эковелопарковка.  При поддержке ООО «Мобильные Теле Системы», Международного Минского образовательного центра им. Й. Рау, ООО «Проминватех», филиала «Завод электромонтажных изделий» ОАО «Белэлектромонтаж», ОДО «САИ», УП «Минскзеленстрой» на территории гимназии построена крытая эковелопарковка, представленная различными видами парковочных мест, оборудованная  с использованием технологий, позволяющих сохранить корневую систему растений. Она является первой школьной эковелопарковкой в Республике Беларусь.  

5.2 Косвенные воздействия на окружающую среду

5.2.1 Коммуникация и квалификация. 

Сотрудники гимназии повысили свою квалификацию благодаря образовательным курсам и регулярному информированию. 4 педагога имеют  сертификаты внутреннего аудитора - эколога.

5.2.2    Консультирование и обучение.

С введением системы экологического менеджмента  и получением статуса РЦОУР,  гимназия № 19 взяла на себя роль мультипликатора идей УР и охраны окружающей среды среди учреждений образования района,  города и республики. В сотрудничестве с Республиканским социально-экологическим общественным объединением “Живое партнерство”, ООУР “Наш след”,  представители гимназии в 2014 году приняли участие в реализации проекта «Развитие системы экологического менеджмента в учреждениях образования», проводили семинары, мастер-классы,  круглые столы по обмену опытом внедрения СЭМ в учреждениях образования.

Деятельность ГУО «Гимназия № 19 г. Минска» в рамках реализации программы экологического менеджмента

Эффективным методом организации системной работы в области энерго- и ресурсосбережения в гимназии стало внедрение модели Школы энергосбережения. Данная модель рассматривается нами как условие наращивания организационно-образовательных ресурсов  и способ уменьшения как прямого,  так и косвенного  воздействия на окружающую среду. 

Мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов, водопотребления и водоотведения осуществляет заместитель директора по административно хозяйственной части (АХЧ). Ежемесячно ведется контроль количества потребляемой воды, выдерживание норм водопотребления, а также анализ расходования энергетических ресурсов(тепловой и электрической энергии).

Регистрация замеров осуществляется в журналах учета, которые хранятся у заместителя директора по АХЧ.

Данные по выполнению мероприятий по энергосбережению заместитель директора по  АХЧ предоставляет уполномоченному по ЭМ для анализа и формирования общего отчета для анализа со стороны руководства.  

Потребление тепловой энергии за 2013 - 2015 гг.

Потребление тепловой энергии удается снижать ежегодно на 2% и выйти на плановые показатели по экономии тепловой энергии. Это связано с рядом мероприятий, проводимых в гимназии:

  • замена 25 оконных рам на стеклопакеты;
  • замена теплового оборудования в теплоузле гимназии;
  • снижение подачи тепла в каникулярное время и выходные дни (по возможности, полное отключение).

Потребление электрической энергии за 2013 - 2015 гг.

В гимназии имеется  большое количество осветительных приборов. После установки датчиков на движение в местах общего пользования в  2014 году, замена старых  холодильных шкафов в пищеблоке столовой и холодильников в буфете гимназии на энергоэффективные класса А,  а также активизации деятельности экологического патруля количество потребляемой электроэнергии   уменьшилось на 3%.

В 2015 году наблюдается  повышение расходов. Объясняется этот факт тем, что экопатруль работал недостаточно активно, часто в рекреациях и кабинетах гимназии не выключался свет днем при естественном освещении, из строя вышло энергосберегающее оборудование.

Проанализировав ситуацию,   мы пришли к выводу, что главным условием снижения потребления электроэнергии является замена люминесцентных ламп на светодиодые (в рекреационных зонах), галогеновые энергосберегающие лампы (в учебных кабинетах). Необходима так же  замена неисправных датчиков на движение и активизация работы экологического патруля. 

Потребление воды в 2013 – 2015 г.г.

Показатели  потребления воды в 2014 году выросли,  несмотря на принимаемы меры по ее экономии.  Это объясняется,  во-первых,  нерациональным потреблением воды для заливания  и поддержания в рабочем качественном  состоянии катка в зимнее время. Во-вторых, частым прорывом водопроводных труб и не всегда быстрым устранением утечки воды. Устаревшие  инженерные коммуникации,  введенные в эксплуатацию в 1967 году, нехватка денежных средств на их замену,  отсутствие капитального ремонта здания,  приводят к аварийным ситуациям на трубопроводе. При этом схемы системы тепло-водоснабжения и канализации отсутствуют, что затрудняет предотвращение аварийных ситуаций и их устранение в случае возникновения.

Экономить воду в столовой позволило приобретение посудомоечной машины и просветительская работа с обслуживающим персоналом пищеблока.

Раздельный сбор ВМР в 2013 – 2015 г.г.

Вид ВМР 2013г. 2014г. 2015г.

Макулатура

10 660 кг

12 570 кг 14 890 кг
Пластик 325 кг 383 кг 480 кг

Экологическая политика гимназии направлена на сокращение образования отходов. Тема «Обращения с отходами» проходит в каждой параллели на факультативных занятиях «Экологическая грамматика» (начальная школа), «Здоровый образ жизни» и «Экология» (среднее звено), «Устойчивое развитие» (старшие классы),  затрагивается на определенных темах учебных предметов и с 2005года реализуется практически через проект «Дадим отходам второй шанс». В результате системной работы  наблюдается снижение количества мусора, подлежащего захоронению на полигонах и ежегодное увеличение объемов вторичных материальных ресурсов (бумаги, пластика). Кроме того, на протяжении четырех лет в гимназии организован раздельный сбор опасных отходов (отработанных батареек и аккумуляторов, энергосберегающих  и люминисцентных ламп, компьютерной и оргтехники). В настоящее время не решен вопрос с утилизацией люминисцентных ламп. Этот аспект является  первоочередным в списке экологических аспектов.

Важную роль в повышении экологического сознания  и ответственного отношения каждого члена  гимназического сообщества  за снижение    энергозатрат  в гимназии и дома, за  уменьшение личного экологического следа и  экологического следа своего города играют мероприятия экологического содержания, проводимые как внутри гимназии, так  и на районных, городских и республиканских уровнях.

Экологические проекты, акции и инициативы, направленные на охрану  окружающей среды и устойчивое развитие города

Организация и работа выставки «Экологическое образование и воспитание» на Республиканском экологическом форуме – 2015г. 20-13 мая 2015г.

Организация и проведение республиканского детского праздника «Планета без отходов», посвященного Всемирному дню окружающей среды 5 июня 2015 г.

Популяризация велосипедного движения в г. Минске:

-  организация велопробега, посвященного Дню физкультурника 19  мая 2015 г.

-  акция «Всемирный день без автомобиля» 22 сентября 2015 г.

Участие в благоустройстве парка 60-летия Великого Октября, являющегося этапом  экологической тропы  гимназии № 19. Сентябрь 2015 г.
Участие  в совместной инициативе Организации Объединенных Наций и Министерства иностранных дел Республики Беларусь «Экспресс ООН-70 в поддержку Целей устойчивого развития». Презентация   интерактивной выставки «Наш след на планете Земля» для  пассажиров поезда.  
Акция «Узнай свой углеродный след». Проводится с целью измерения углеродного следа при помощи специального калькулятора, и выдачи  рекомендаций, выполнение которых способствует уменьшению выбросов СО2 в окружающую среду.      
Работа экологического патруля, направленная на экономию  ТЭР.

Фактически выполненные технические, административные и образовательные меры, которые способствовали улучшению ОС.

  • Заменено 25 старых оконных рам на  стеклопакеты в учебных кабинетах гимназии.
  • Установлено новое энергоэффективное электрооборудование в столовой – посудомоечные машины и  холодильные установки класса А.
  • Заменено  оборудование в теплоузле.
  • В экспериментальной лаборатории «Зимний сад» произведена замена ламп накаливания  на светодиодные.
  •  Установлены информационные стенды в энергоэффективном кабинете.
  • Осуществляется раздельный сбор ВМР и  опасных отходов в рамках проекта «Дадим отходам второй шанс», заключены договора на их вывоз с последующей утилизацией или безопасным хранением.
  • Открыта эковелопарковка, способствующая популяризации велодвижения в городе Минске.
  • Активизирована  деятельность гимназического экологического патруля.
  • Факультативными занятиями,  направленными на формирование  компетенций в области рационального природопользования и энергопотребления  охвачены 100% обучающихся. 
  • Проведены семинары, круглые столы, мастер-классы по  ОУР, рациональному использованию природных ресурсов и ОС  для педагогов гимназии, района, города, республики (23 мероприятия за период 2014-2015г.г.)
  •  Проведены акции, инициативы и практические мероприятия, направленные на охрану  окружающей среды и устойчивое развитие района,  города (18).

Подтверждение и сертификат соответствия

Повторный инспекционный аудит СЭМ  проводился  30 ноября 2012 года экспертом-аудитором по сертификации СЭМ  Чумаковой М.В.